Охтинская верфь и Петрозавод. Морская история Охтинского мыса.

В 1828 г. Охта вновь была включена в состав Петербурга в качестве XIII-й части. В 1806 г. Морское ведомство приобрело земли на мысу в устье Охты для создания новой верфи. В 1809–14 гг. под руководством английского кораблестроителя на русской службе В.Ф. Стоке здесь были созданы пять эллингов для строительства судов. В 1811 г. на верфи в присутствии Александра I было спущено на воду первое судно — шхуна «Стрела», а в 1812–14 гг. построен 74-х пушечный корабль «Финланд». В 1818 г. Охтинской верфи был пожалован статус адмиралтейства. Строительство судов здесь продолжалось с 1811 г. По 1864 г. В этот период было построено 9 линейных кораблей, 28 фрегатов, 11 корветов, 17 бригов, 3 люгера и 101 судно меньшего класса. После некоторого перерыва в 1878 г. начала осуществляться программа по строительству двадцати миноносных лодок.

На верфи работали известные кораблестроители А.А. Попов и И.А. Амосов и были построены корабли, вошедшие в историю русского мореплавания: шлюп «Камчатка» (1817 г.), на котором В.М. Головнин совершил кругосветное плавание; шлюп «Восток» (1818 г.) — флагманский корабль русской экспедиции, открывшей Антарктиду; фрегат «Паллада» (1832 г.), совершивший плавание с дипломатической миссией в Японию и увековеченный в одноименном романе И.А. Гончарова; 74-пушечный линейный корабль «Александр Невский» (1826 г.), прославившийся в ходе Средиземноморской компании против Турции; первый русский винтовой фрегат «Архимед» (1845 г.) и другие суда.

Охта на плане Шуберта. 1826 г.
Охта на плане Шуберта.
1826 г.
Вид на Охту. Худ. А.К. Неелов
Вид на Охту.
Худ. А.К. Неелов

В ХХ в. облик Охты значительно изменился. Охтинская верфь с 1896 г. по 1912 г. находилась в аренде акционерного общества «В. Крейтон и Ко», которое планировало начать здесь строительство и ремонт миноносцев. Однако эти планы не осуществились, и верфь была возвращена в казну. С 1915 г. по 1921 г. она принадлежала Адмиралтейскому судостроительному заводу и здесь производили снаряды. В это время были разобраны старые деревянные судостроительные эллинги верфи, определявшие исторический облик Охты. В 1931 г., после передачи предприятия «Союзверфи», здесь строились буксиры, пассажирские теплоходы, плавмастерские, а в годы Великой Отечественной войны — тральщики, тендера, плашкоуты. В конце 40-х гг., когда «Петрозавод» переходит к строительству морских буксиров, на берегу Невы строятся новые эллинги. Однако в 1975 г. судостроительная программа завода была завершена, и в 1981 г. эллинги демонтировали.

Большеохтинский мост, прежде носивший имя Петра Великого, был сооружен в 1908–1911 гг. по проекту инженеров Г.Г. Кривошеина, В.П. Апышкова и архитектора Л. Бенуа. К окончанию строительства моста было приурочено открытие бронзового бюста Петра I на Охте перед храмом Святого Духа. Скульптор И.Я. Гинцбург выполнил его по заказу и на средства охтинского пригородного общества. «Петру I-му — благодарные охтяне», — было выбито на постаменте.

Вплоть до середины XX в. Охта представляла собой пригород, застроенный небольшими по преимуществу деревянными домами. До наших дней сохранились лишь отдельные сооружения того времени. Одной из достопримечательностей Большой Охты считается здание съезжей части, построенное около 1828 г. на углу ул. Конторской и Большеохтинского проспекта. После революции, в 1918–19 гг., бюст Петра I на Большой Охте был демонтирован, позднее, в начале 30-х гг., были снесены располагавшиеся здесь церкви Святого Духа, Покровская, Георгиевская, а также принадлежавшие им часовни. Исторический архитектурный ландшафт Охты в результате этих разрушений претерпел значительные перемены.

Спуск буксира на Петрозаводе. 1970-е гг. ЦГАКФФД
Спуск буксира на Петрозаводе.
1970-е гг. ЦГАКФФД
Набережная р. Охты. Церковь Святого духа. 1930-е гг. ЦГАКФФД
Набережная р. Охты. Церковь Святого духа.
1930-е гг. ЦГАКФФД

Современная застройка Охты начала складываться в 1940–50-е гг., когда здесь развернулось строительство новых типовых малоэтажных домов. Первоначально были реконструированы и озеленены кварталы, примыкающие к Большеохтинскому и Среднеохтинскому проспектам. В 1960–62 гг. была создана Красногвардейская площадь, в 1968–70 гг. сформирован архитектурный ансамбль Свердловской набережной.

Реконструкция «Петрозавода» по проекту архитектора Г.А. Васильева, продолжавшаяся в 1970–80-е гг., полностью изменила его облик. Новые корпуса завода получили форму пятиугольника. В 1984 г. на Охте была построена гранитная набережная по берегу Невы, путепровод под Большеохтинским мостом и трехпролетный мост через Охту, в результате чего завершилось формирование транспортной магистрали по правому берегу Невы.

План Охты. Атлас Петербурга 1909 г.
План Охты.
Атлас Петербурга 1909 г.